Освобождение Пскова.

Все ближе и ближе становился час полного осво­бождения Псковщины от немецко-фашистских захват­чиков. Войска 3-го Прибалтийского фронта, успешно развивая наступление, штурмом овладели городом Островом, крупным узлом коммуникаций и важным опорным пунктом обороны гитлеровцев, прикрываю­щим путь к центральным районам Прибалтики.

Южнее Острова враг долгое время создавал круп­ные оборонительные сооружения. Тут было 4 оборони­тельных пояса, дугообразно расположенных от перед­него края до шоссейной дороги Остров—Харкала. У берегов реки Великой немецко-фашистское коман­дование рассчитывало надолго задержать советские войска. 22 июня 1944 года командир 121 гитлеровской дивизии в приказе по поводу трехлетия войны писал: «Сейчас мы стоим на неприступной линии «Пантера», которую русским никогда не взять.»[11]

Имея богатый опыт военной тактики, советское командование разработало план преодоления враже­ской обороны, используя обходный маневр. Стреми­тельно прорвавшись к реке Великой, советские вой­ска, поддержанные с воздуха маневрированными уда­рами штурмовой и бомбардировочной авиации, фор­сировали реку и заняли ряд населенных пунктов. Одновременно начался штурм главных укреплений обороны врага. Наступление развивалось в двух на­правлениях: вдоль реки на северо-запад и строго на запад с целью перехватить шоссе Остров—Опочка...

О силе удара советских войск по немецко-фашистским захватчикам в районе Острова убедительно говорит заявление пленного ефрейтора Гейнца Кенве: «Русское наступление на нашем участке — сказал он, — никто не ожидал. Мы были поражены, когда началась артиллерийская подготовка. По тревоге ста­ли формировать группы из тыла, чтобы сдержать рус­ских. Но вслед за разрывом снарядов, русская пехота вдруг появилась в блиндажах. Мы бросились бежать. Первыми убегали командиры, за ними солдаты ... В первый день русского наступления роты потеряли более половины своего состава.»[12]

Советские войска подошли к Пскову, Всю ночь на 22 июля на фронте под Псковом действовала раз­ведка. Она показала, что желанный момент наступил. Тогда заработала вся система сигнализации и связи, вся сложная армейская машина. Как электрический ток, бегущий по проводам, воля командира приводила в движение войска и боевую технику. Без перерыва стучал телеграф. Командирам частей и соединений ле­тели шифрованные депеши, и они, склонившись над картами, решали варианты наступления. Бойцы наби­вали подсумки патронами, проверяли оружие.

В 3 часа утра 23 июля части генерала Лукьянова начали штурм переднего края. Тот час же в бой вступили другие части. Сбивая охранение и заслоны врага, пехота двинулась к городу.

Батальон капитана Коротаева первым достиг реки Великой. Обоих мостов уже не существовало. Их взор­ванные пролеты, обезображенные конструкции чер­нели бесформенными громадами над водой.

Бойцы таскали к берегу бревна и сколачивали пло­ты. Но противоположный берег был укреплен.

Гитлеровцы проломали во многих зданиях стены, соорудили амбразуры и вели ураганный огонь.

И тут вступили в строй батареи капитанов Уцкого и Гошева. Снаряды летели над головами солдат, уже спускавших плоты на воду. Многие переправлялись вплавь. Пулеметы и ящики с патронами переправляли на самодельных поплавках, связанных из плащпалаток и соломы.

В один и тот же час, почти в одни и те же минуты Великая была форсирована в двух местах.

Под нарастающими ударами Советской Армии немецко-фашистские войска спешно покидали Псков. День 23 июля 1944 года навсегда вошел в наш кален­дарь, как день освобождения города Пскова от не­мецко-фашистских оккупантов.

Три года томился Псков под игом гитлеровских захватчиков. Три года грабили его, мучили его людей в фашистских застенках. Грабители разрушили многие ценные исторические памятники русской культуры, взорвали древние крепостные стены, сожгли творения прославленных псковских зодчих.

23 июля вся страна узнала об освобождении от врага древнего русского города Пскова. В приказе Верховного Главнокомандования говорилось:

«... В ознаменование одержанной победы соеди­нения и части, наиболее отличившиеся в боях за овла­дение Псковом, представить к присвоению «Псков­ских» и к награждению орденами.

Сегодня, 23 июля, в 22 часа столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным вой­скам 3-го Прибалтийского фронта, овладевшим горо­дом Псков, — двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырех орудий.. .»[13]



[11] «Ленинградская правда», №174 (8898), от 22 июня 1944 г.

[12] «Ленинградская правда», №174 (8898), от 22 июня 1944 г.

[13] «Ленинградская правда», №776 (8900), от 24 июля 1944 г.