Молодые герои

История борьбы комсомольцев и молодежи погра­ничных районов трех братских республик против гит­леровских захватчиков хранит много примеров исклю­чительного мужества, отваги, героизма во имя Родины. Имена этих замечательных молодых патриотов знает сегодня вся наша страна.

В первом ряду их заслуженно стоит имя Михаила Сильницкого. Колхозник комсомолец М. Сильницкий пришел в белорусский партизанский отряд в декабре 1941 года. Вскоре он стал любимцем отряда.

Во время одного боя Михаил незаметно подполз к фашистскому пулеметчику, убил его ударом ножа и захватил пулемет с патронами. 26 марта 1942 года Сильницкий вместе со своим товарищем Купченко подстерег колонну гитлеровских солдат. Они спря­тались у лесной дороги. Когда фашисты подошли сов­сем близко, смельчаки открыли огонь.

Первыми же очередями было уничтожено 28 гит­леровцев. Фашисты растерялись. Опомнившись, они приняли боевой порядок и атаковали место, откуда стреляли партизаны. Но Сильницкого и Купченко там уже не было.

Спустя несколько дней, в районе селения Новка Витебщины партизанский отряд устроил засаду про­тив фашистской карательной группы, насчитывающей до четырех рот, вооруженных противотанковой пуш­кой, пулеметами и минометами. Напряженно следили партизаны за приближением врага. Михаил Сильниц­кий лежал у пулемета на чердаке одной избушки. Он должен был открыть огонь по фашистской колонне с тыла.

Подпустив карателей на 50 метров, партизаны вне­запно обстреляли их. Гитлеровцы в панике бросились назад. Но тут, когда они были уже в 20—30 метрах от избушки, в которой засел М. Сильницкий, часто заго­ворил его пулемет. Десятки гитлеровцев остались на этом поле боя.

К группе карателей, понесшей большие потери, по­дошло подкрепление. Партизанский отряд начал от­ходить. Михаил Сильницкий отходил последним. Огнем своего пулемета он прикрывал товарищей. Фа­шисты ранили героя в ногу. Михаил двигался ползком и тащил за собой пулемет. Но вот гитлеровцы окру­жили его со всех сторон. Кончилась последняя лента. Осекся и замолчал пулемет. Оставался наган. Сильницкий в упор стрелял по врагам. Вражеская пуля по­пала в правую руку. Михаил взял наган в левую. Ни одна пуля не пропала даром.

Вот и последний патрон. Грозно прозвучал голос патриота: «Наши не сдаются»! Был еще финский нож, В рукопашной схватке комсомолец уложил еще трех карателей и обессилевший, истекая кровью, он вонзил нож в собственное сердце.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1942 года Михаилу Федоровичу Сильницкому было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.[11]

Образцы мужества показала комсомолка Таня из деревни Зеленки Полоцкого района. В первые месяцы оккупации врагом района Таня, по поручению под­польной партийной организации, записывала сводки Совинформбюро и распространяла их среди населе­ния. Она имела также связи с партизанами бригады под командованием М. С. Прудникова. Под видом тор­говки Таня нередко проникала в немецкие гарнизоны и приносила оттуда важные сведения.

Девушку выдал предатель. Её арестовали вместе с 14-летним братом Лавреном, который помогал сестре в подпольной работе, и доставили в штаб карательной части. Гестаповцы надеялись получить от Тани сведе­ния о партизанах и партийном подполье. Они обещали ей сохранить жизнь, выдать крупную сумму денег, если она расскажет, что знает.

Но девушка твердо отвечала:

— Я ничего не знаю.

Тогда фашисты стали пытать патриотку. Трое су­ток они истязали её. Таня молчала. Один из гестапов­цев, пытавший девушку (впоследствии он попал в ру­ки партизан), рассказал, что стойкость Мариененко удивила даже самых жестоких палачей. Девушке сло­мали пальцы, вырезали груди, выкололи глаза.

— Будьте прокляты! — сорвалось у нее с поси­невших груб.

Ночью истерзанная, истекающая кровью комсомолка подозвала женщину, которая тоже содержалась под арестом, и попросила:

— Оторвите у меня подол от рубашки и запишите на нем кровью, что я скажу...

— Что ты, дочка! — испугалась та. — Лежи, ми­лая.

— Оторвите и пишите! — потребовала Таня.

Женщина записала на одном куске материи имя предателя и фамилии нескольких подпольщиков, ко­торым угрожала опасность, а на другом — наказ старшему брату Калистрату: «Бей гадов до победо­носного конца».[12]

На следующий день Таня и ее младший брат Лаврен были расстреляны гитлеровцами. А «записки» Танины женщина сумела сохранить и передала их Калистрату, который был командиром разведчиков в партизанской бригаде.

Героизм, беззаветную преданность. Родине прояви­ли сотни и тысячи молодых патриотов, боровшихся с врагом на временно оккупированной территории страны. Многомилионная армия Ленинского комсомола вправе гордиться своими воспитанниками, павшими смертью храбрых в едином строю русских, белорус­ских и латышских партизан. Имена таких героев-партизан, как Михаил Сильницкий, Таня Мариененко, Мария Пынто, братья Боровковы, и многих других навсегда останутся в. памяти народной. Непоколеби­мой стойкостью они заслужили бессмертную славу.

Упорство советских людей бесило и пугало гитле­ровцев. Они все более убеждались, что таких людей им не поставить на колени. Даже в условиях самого жестокого фашистского террора, под штыками и пу­лями комсомольцы оставались мужественными совет­скими патриотами. Их героическая борьба в отрядах и бригадах народных мстителей приближала час раз­грома немецко-фашистских войск и освобождение родной земли от оккупантов.

* * *

Важнейшим фактором в развитии антифашистского движения в пограничных районах Псковщины, Бело­руссии и Латвии, в объединении всех сил, в том числе и молодежи, в борьбе против врага являлась деятель­ность подпольных партийных организаций. Комму­нисты вдохновляли, организовывали и возглавляли борьбу молодежи с немецко-фашистскими захватчи­ками, воспитывая ее в духе высокого советского пат­риотизма, закаляя ее волю и уверенность в победе над врагом.

Опыт и уроки этой беспримерной в истории борь­бы имеют огромное научное, политическое и военное значение для всех грядущих поколений.



[11] Архивный фонд Витебского краеведческого музея. Док. № 117.

[12]  Архивный фонд Полоцкого краеведческого музея. Док. № 119.