Боевая помощь частям Советской Армии

7 октября 1943 года Советская Армия в резуль­тате успешного наступления освободила крупный опорный пункт, важный железнодорожный узел город Невель. Линия фронта придвинулась к восточной час­ти братского Партизанского края на 30—40 километ­ров.

Согласно решению командования края, ряд пар­тизанских бригад начали готовиться к прорыву вра­жеской обороны для соединения с частями Советской Армии. Гитлеровцы вновь делают попытку разгро­мить партизан. Они подвергли бомбардировке насе­ленные пункты братского края. В фашистские гарнизоны, расположенные вблизи его границ прибыли ре­гулярные войска. Крупные пулеметно-автоматные под­разделения врага врывались в населенные пункты, сжигали их и расстреливали граждан. Тысячи жите­лей деревень и сел были вынуждены уйти в леса:

В конце октября новая экспедиция карателей в составе двух дивизий регулярных войск, сопровож­даемых танками и самолетами, начала наступление на братский край. Одна группировка экспедиции дви­галась по шоссе из района Пустошки, Идрицы, Себе­жа, на Юховичи, другая из района Полоцка на Клястицы. Наступавшие фашисты ставили задачу одно­временным ударом с севера и юга разрезать братский край на две части. А затем занять оборону вдоль всего шоссе, лишить партизанские бригады возможности маневрировать, выбить их из населенных пунктов, окружить лесные массивы и, применив авиацию, ар­тиллерию и танки, уничтожить основные силы парти­зан.

Продвигаясь по шоссе и уничтожая все на своем пути, фашистские группировки соединились в местеч­ке Клястицы.[41] Но партизанские бригады заняли обо­рону по обе стороны дороги и тем самым лишили вра­га возможности расширить район действия.

В это время Советская Армия начала наступление у восточной границы Партизанского края. В резуль­тате ожесточенных боев калининские партизанские бригады под командованием П. В. Рындина, Г. П. Археменкова и несколько отрядов других бригад прор­вали оборону врага и соединились с частями Совет­ской Армии.

У южной границы Партизанского края бригада под командованием Р. А. Охотина, развернув контр­наступление, прорвала вражеское кольцо и также соединилась с частями Советской Армии.

В конце ноября 1943 года фашистским карателям удалось овладеть шоссейной дорогой Полоцк—Кляс­тицы— Себеж, около которой расположились части регулярных войск. В течение октября-декабря гитле­ровцы не прекращали боевых действий против парти­зан. Они старались обеспечить безопасность своей ли­нии обороны. В начале декабря ценой больших потерь враг занял деревни Шикулино, Городилово, Лисно.[42]

Развивая наступление, противник пытался пере­правиться через реку Свольну и выйти на рубеж, кото­рый занимали партизаны. На линии Аксенова гора — Голяши (в 30 километрах от Себежа) противника сдерживали калининские партизаны. С востока по реке Нища бои с врагом вели другие партизанские бригады. Атаки фашистов на западе отражали бело­русские и латышские партизанские соединения, которые тоже находились под ударами превосходящих по численности сил врага.

Наступление противник вел тремя эшелонами: первый действовал сильными мобильными группами, двигаясь по большакам и лесным дорогам, взламывая оборону партизан. Второй, следуя за первым, заби­рал в плен мирных жителей и отставших партизан. Третий эшелон сплошной цепью прочесывал леса, уничтожая всех встречавшихся на пути.

День 25 декабря партизаны удерживали противника на занимаемых рубежах. Ночью немцы молчали, а с рассветом они снова пошли в наступление. Мужественно отбивали яростные атаки врага партизан­ские бригады, занимавшие оборону на севере. Под покровом ночи они отошли в южном направ­лении и заняли новые позиции по линии Гнильцы— озеро Белое-Клешня.

За линией обороны партизан скопилось свыше 25 тысяч жителей.

Враг пытался при помощи танков и артиллерии сломить сопротивление защитников братского края и расправиться с непокорным населением. Однако по­пытки эти провалились. Объединенные силы народ­ных мстителей под командованием И. К. Захарова, В. М. Лисовского, Г. П. Герасимова перешли в контр­наступление и заставили врага очистить значитель­ную часть братского края.

В декабре 1943 года ряд партизанских бригад и от­рядов прорвали вражеское кольцо и соединились с частями Советской Армии.

На снимке: партизаны бригады И. К. Захарова в мо­мент встречи с солдатами.

Под ударами Советской Армии в районе Невеля немецко-фашистские войска откатывались на запад. Линия фронта переместилась на территорию брат­ского края и стабилизировалась на рубеже Дретунь— озеро Нища—Пустошка вплоть до начала лета 1944 года.

Прекращение наступления советских войск в этом районе усложнило положение. С декабря 1943 года до июля 1944 года партизаны вели непрерывные тяжелые оборонительные бои и несли большие потери. Ряд пар­тизанских бригад и Оперативная группа ЦК КП Латвии оказались на линии фронта и подверглись напа­дениям гитлеровских фронтовых частей. В связи с этим Центральный штаб партизанского движения от­дал приказ о выводе населения, части партизанских отрядов и Оперативной группы ЦК КП Латвии в со­ветский тыл.

Командир партизанской бригады имени Фрунзе И. К. Захаров 24 декабря 1943 года получил приказ Центрального штаба партизанского движения об орга­низации обороны территории со скопившимся насе­лением и выводе его в советский тыл.[43] Согласно разработанному плану, все партизанские бригады и отряды, находившиеся в этой части края, были разде­лены на две большие группы.

Первая ударная группа белорусских и латышских партизан действовала в двух направлениях. 26 декаб­ря в результате двухдневных ожесточенных боев партизаны под командованием И. К. Захарова и В. Лайвиньша прорвали в районе реки Нища оборону врага и соединились с частями Советской Армии.[44] В советский тыл были выведены тысячи мирных жи­телей. Вышла в тыл и Оперативная группа ЦК КП Латвии.

Вторая ударная группа, возглавляемая команди­ром Калининской партизанской бригады подполков­ником Лисовским и уполномоченным штаба парти­занского движения майором Колядой, развернула на­ступление в направлении Клястиц. Она стремилась пробиться через фронт в район Дретуни.

Однако во время строительства переправы на реке Нища гитлеровцы, обнаружили партизан и обстреля­ли. Эго заставило изменить наметенный план и пойти вслед за 1-й ударной группой. Тут удалось форсиро­вать реку и переправить на советский берег большую часть населения. Но основные силы партизан были оттеснены противником от переправы и снова ушли в тыл врага на территорию Россонского, Освейского и Себежского районов, чтобы соединиться с остав­шимися здесь, защищавшими Партизанский край.

Оказавшись перед возросшим нажимом советских войск, гитлеровцы вынуждены были, не имея доста­точных резервов, приостановить наступление на Партизанский край, сохранив лишь его блокаду и напа­дение мелкими вооруженными группами.

При выходе в советский тыл бригады И. К. Заха­рова и В. Лайвиньша оставили в восточной части края по одному отряду под командованием Кузьмина и Музыкантика[45], которые вскоре пополнились, и отряд, например, Кузьмина уже через месяц был реоргани­зован в бригаду. Так быстро росли силы партизан в 1944 году, накануне освобождения этого района.

И. М. МУЗЫКАНТИК,

один из активнейших партизан на тер­ритории Латвии.

Упорные бои шли у западной границы братского края. Действия русских и латышских партизан пол командованием В. И. Марго и В. П. Самсона причи­няли серьезное беспокойство фашистским оккупацион­ным властям. В бессильной злобе оккупанты подверг­ли населенные пункты Зилупского и Себежского райо­нов бомбардировкам с воздуха. Но и это не сломило волю народных мстителей.

В конце 1943 года фашисты начали проводить «компанию» по массовому вывозу населения из этих районов в Германию. Батальоны СС окружали деревни и хутора, хватали жителей, грузили их в машины и под вооруженной охраной отправляли в концентра­ционные лагеря. Но оккупантам не удалось осущест­вить свой гнусный замысел. Латышские партизаны нападали на колонны автомашин, уничтожали охрану и освобождали советских граждан.

В январе 1944 года немецко-фашистские батальо­ны в сопровождении авиации развернули наступление на западную границу Партизанского края. Первые удары приняли на себя .латышские отряды. Вскоре гитлеровцы отрезали их от бригады под командова­нием В. И. Марго. Но успешные контрудары латыш­ских и русских партизан с тыла и флангов заставили врага после двухдневных боев прекратить наступле­ние.

В это время с необычайной силой загремели бои на Ленинградском и Волховском фронтах. Советские войска взломали вражеские укрепления и двинулись на запад. Это положило начало новому этапу борь­бы партизан — этапу совместных боев с Советской Армией.

Народные мстители усилили свои действия на вра­жеских коммуникациях. Железные и шоссейные до­роги превратились в арену ожесточенных боев. Вскоре у врага полностью вышла из строя железнодорожная линия Кингисепп—Гдов—Псков. Вторая партизанская бригада вместе с частями Советской Армии громила 58-ю гитлеровскую пехотную дивизию.

Партизаны изгнали врага со станции Серебрянка и взяли её в свои руки, освободили Карамышево, Но­воселье, Павы. Вместе с частями Советской Армии народные мстители освободили также Гдов, Ляды, Струги Красные, Дедовичи и другие населенные пунк­ты.

В начале марта 1944 года большинство партизан­ских отрядов, действовавших в северных районах Псковщины, соединилось с частями Советской Армии. Ряд из них был торжественно встречен в Ленинграде.

А на значительной территории пограничных районов трех советских республик, где существовал брат­ский Партизанский край, такое объединение произо­шло несколько раньше — в январе и феврале 1944 го­да. Последующие действия партизанских бригад раз­вернулись в западной части края, включавшей части Себежского, Красногородского, Зилупского, Лудзенского, Россонского, Освейского, Дриссенского и дру­гих районов.

Советская Армия вела успешное наступление на Ленинградском и Псковском направлениях. Ощущая острый недостаток в людских резервах, гитлеровское командование начало насильственную мобилизацию латышского населения в немецко-фашистскую армию. Физическое истребление его изо дня в день принимало все большие размеры. Насильственной мобилизации в гитлеровскую армию подлежало мужское население 25 возрастов. Ответом на это было массовое сопротив­ление латышского народа, включавшее вредительство и саботаж распоряжений оккупационных властей. Развернулась открытая вооруженная борьба на всей территории Латвии.

В эти тяжелые дни ЦК КП Латвии обратился к народу с пламенным призывом не позволить физиче­ски истребить себя.[46] Подпольные антифашистские организации усилили разъяснение населению целей гитлеровской «мобилизации». Повсеместно организо­вывались партизанские группы и отряды. Вооружаясь, они нападали на мобилизационные пункты, уничто­жали ненавистные комиссии, жгли списки лиц, подле­жащих мобилизации. Приток населения в партизаны достиг небывалых масштабов.

Латышские партизаны ловко, использовали моби­лизационные пункты для вооружения населения. В деревни и хутора направлялись опытные партизаны, которые вместе с населением шли на пункты, создан­ные оккупационными властями, получали оружие, продовольствие, а во время следования к линии фронта патриоты убивали гитлеровских командиров и обра­зовывали новые партизанские группы, отряды. Так в один из февральских дней 1944 года в отряд под командованием В. П. Самсона явилось 43 моби­лизованных латышских юноши с полным вооруже­нием.

В дни жестоких боев на западной границе брат­ского края в марте 1944 года на базе 1-го и 4-го пар­тизанских отрядов была сформирована 1-я Латыш­ская партизанская бригада под командованием В. П. Самсона.[47] А в апреле на базе 2-го отряда обра­зовалась партизанская бригада под командованием П. Ратинына. Немного позже сложилась партизанская бригада под командованием О. Ошкална.

Латышские партизаны развернули теперь успеш­ные боевые действия на всей территории респуб­лики.

Немецко-фашистское командование делает новую попытку уничтожить братский Партизанский край, С этой целью оно организует несколько карательных походов.



[41] Партархив ЦК КП Белоруссии. Ф. 3500. ОП. 4. Д. 32. Л. 201.

[42] Партархив ЦК КП Белоруссии, Ф. 3500. ОП. 4. Д. 32. Л. 201.

[43] Партархив ЦК КП Белоруссии, Ф. 3500. ОП. 4. Д. 32. Л. 201.

[44] Партархив ЦК КП Латвии, Ф. 302. ОП. 1. Д. 43. Л. 73.

[45] Партархив ЦК КП Латвии, Ф. 302. ОП. 1. Д. 33. Л. 91.

[46] Партархив ЦК КП Латвии, Ф. 302. ОП. 1. Д. 37. Л. 31-34.

[47] Партархив ЦК КП Латвии, Ф. 302. ОП. 1. Д. 7. Л. 18.