Наступление врага

Как уже говорилось выше, немецко-фашистское командование летом 1941 года предприняло ряд карательных экспедиций против Партизанского края, созданного народными мстителями в северных районах Псковщины. Героическое сопротивление его за­щитников и населения заставило врага отступить.

В начале августа 1941 года гитлеровцы снова бро­сили против партизан крупную карательную экспеди­цию. Руководил ею на этот раз фашистский генерал-майор Шпетман. Получив указание от командования группы армий «Север», Шпетман сосредоточил огром­ные силы для похода на Партизанский край. Из под Ленинграда была отозвана 218-я пехотная дивизия, 16-й карательный отряд, оснащенный автоматическим оружием, мобилизованы силы 4-го заградительного полка СС и нескольких специальных команд броне­танкового соединения ЗАА. Кроме того, по приказу Шпетмана были подтянуты карательные и полицей­ские отряды от Старой Руссы и Дно, от Пскова и Опочки, Великих Лук и Холма. Общая численность экспедиции составляла более 6 тысяч солдат и офи­церов. Силы врага по численности значительно пре­восходили силы партизан. В технике фашисты имели абсолютное превосходство.

По приказу Шпетмана каратели повели наступле­ние на свободный край с пяти направлений. Защит­ники и жители его оказались в огненном кольце врага.

Но волю свободного народа нелегко сломить. С первых же дней наступления гитлеровцев народные мстители решили стоять насмерть. Читая партизан­ские газеты, дружно поднимались на защиту края его жители. А в газетах со всей партийной откровенностью говорилось: «Враг решил нас удушить ... он бро­сил против нас крупные силы регулярных частей и несколько карательных экспедиций. Каждую тысячу солдат снабдил 120 винтовками, 25 пулеметами, мино­метами и несколькими орудиями. Пустил в ход 35 тан­ков.

Но врагу не погасить войны народной!»[2]

Фашисты лавиной ворвались в Партизанский край. Они рассчитывали на свое численное превосходство и думали, что среди партизан возникнет паника, рас­терянность. Однако они просчитались.

В часы ожесточенных боев командование защит­ников края обратилось к партизанам, населению с при­зывом дать достойный отпор врагу. Это обращение было распространено с помощью газеты «Народный мститель». Слова народных командиров жгли сердца каждого советского человека.

«Мы переживаем грозные дни, — говорилось в нем. — Злобный враг ворвался в наш край, он подо­шел к рекам Полинь и Шелонь. Вот уже несколько недель не смолкают бои. На дорогах лязгают фашист­ские танки, самолеты жгут мирные села, пьяные гит­леровцы лезут в атаку. Над краем нависла грозная опасность.

Друзья, посмотрите вокруг — на зеленые холмы и леса, на желтые созревшие нивы, на колхозные села и тихие реки, на наш край. Здесь мы научились вое­вать, здесь потеряли своих товарищей, здесь проли­вали свою кровь. Разве можно отдать эту землю врагу!

Товарищи партизаны! Взгляните на людей края — это наши братья и сестры. Они принимали нас как родных сынов. Они отдавали нам все, что могли. Теперь они с любовью протягивают нам свои руки. Слышим их голоса: спасите! Судьба советских людей в наших руках. Если мы дрогнем, они погибнут. Если мы выстоим — они вечно будут благодарить нас... Партизаны, к вам рвется свора фашистских голово­резов, свора убийц, обагривших свои руки в крови.

Бои нарастают. Сегодня весь наш край — фронт. Все его жители — бойцы. Братья партизаны! Мы раз­громили гитлеровцев в городах Холм, Яски, Дедовичи. Мы отбили три карательных экспедиции. Мы не раз устилали подступы к краю вражескими трупами. Мы три раза отстояли Партизанский край, отстоим и в четвертый.

Смерть немецким оккупантам![3]

Не удалась фашистам легкая победа над народом. Уже в первые дни наступления они потерпели серьез­ное поражение. Об этой героической борьбе оазиса Советской власти в тылу врага узнал весь наш народ. Советское информбюро сообщало:

«Немецко-фашистские захватчики бросили против Партизанского края крупную карательную экспеди­цию ... Они поставили цель — потопить в крови на­родную волю ...

Советские люди проявили исключительную стой­кость в борьбе с врагом. В ходе боев партизаны унич­тожили 6 немецких танков и истребили до 500 гитле­ровцев ...» [4]

В эти тяжелые дни проявились неслыханные в исто­рии мудрость и героизм жителей небольшого островка советской земли. И этот беспримерный патриотизм хорошо воспет в словах известного партизанского пи­сателя и журналиста И. В. Виноградова:

С холмов крутых, из темных ям

Горячий бьет свинец.

Весь край прислушался к боям,

Весь край теперь — боец...

В дни этих грозных боев защитники Партизанско­го края писали:

«... Вот уже 18 дней мы ведем ожесточенную борь­бу с немецкой, четвертой по счету, карательной экспе­дицией. И днем и ночью не затихает стрельба в на­ших родных местах ... В итоге двухнедельной борьбы с карателями нами убито и ранено до двух с полови­ной тысяч немецких солдат и офицеров, подбито и- подорвано на минах 13 танков, несколько автомашин с пехотой и грузами, сбит один самолет...

За свою Родину, за свой Партизанский край мы идем в бой, и мы победим! Мы покажем врагу, что наша партизанская стойкость сильнее немецкой бро­ни и пьяного фашистского ухарства...»[5]

Фашисты ворвались в Партизанский край.

Их наступление нарастало. Каратели получили подкрепление из Холма, Поддорья и Старой Руссы.

В разгар ожесточенных боев, в смертельной схват­ке с превосходящими силами противника командова­ние 2-й бригады, Ленинградский штаб партизанского движения и Военный Совет Северо-Западного фрон­та дали партизанам приказ выйти из края и раз­вернуть боевую деятельность во вражеском тылу око­ло западной границы края.

В начале сентября 1942 года партизаны под ко­мандованием А. В. Германа и Н. П. Буйнова незамет­но для врага вышли из края. А к середине месяца почти вся его территория была занята фашистами. Враг строил блиндажи, укрепления в каждой сожжен­ной деревне.

Весь сентябрь шла упорная борьба защитников края с карателями. Фашисты потеряли свыше трех тысяч солдат и офицеров, большое количество тех­ники. Но уничтожить, сломить сопротивление парти­зан они не смогли.

Некоторые считают, что Партизанский край после этой экспедиции перестал существовать. Партизанские бригады, мол, вышли из него и установилось полное господство оккупантов.

Но, стоя на позициях исторической правды, с этим согласиться нельзя. Партизанский край, конечно, не ос­тался тем, каким был до захвата его фашистами. Однако борьба оставшихся в крае партизанских отря­дов и групп продолжалась вплоть до освобождения его частями Советской Армии. 2-я партизанская бри­гада и другие отряды и бригады вскоре снова вернулись в край и вели непрекращающуюся борьбу с окку­пантами. Взлетали в воздух вражеские объекты, шли под откос эшелоны, не находили себе места фашисты от ударов народных мстителей.



[2]  «Коммуна» № 17 от 7 августа 1942 года..

[3]   «Народный мститель», № 12, 7 сентября 1942 года.

[4]   «Правда» от 17 августа 1942 года.

[5]   «Народный мститель», № 13, 9 сентября 1942 года.