Подвиги патриотов-разведчиков

Народ беспощадно карал фашистских лакеев. Много делали для срыва провокаций наши партизан­ские разведчики.

С героическими делами защитников братского края связано славное имя М. С. Пынто. Рискуя жизнью, эта разведчица смело проникала в фашистские гарнизоны, устанавливали связи с надежными людьми, распространяла обращения партизан среди населения и гитлеровских солдат. Вот как об одном из таких случаев рассказывают её боевые товарищи:

«Это было в конце июня 1943 года. Мария Пынто неожиданно для начальника гарнизона зашла в его кабинет.

— Что вам нужно? спросил он.

— Я послана из штаба партизанской бригады, чтобы договориться с вами...

Комендант настолько перепугался, что не мог про­изнести отчетливо ни слова.

— Вы уйдите отсюда, пожалуйста…

— Нет, господин комендант, вы обязаны немедлен­но написать письмо партизанам, что будете давать нам необходимые сведения. Или вы будете работать с на­ми, или... — разведчица наставила пистолет. — Я должна взять это письмо сейчас...

Такое письмо Мария принесла партизанам».

Летом того же года М. С. Пынто, установив связь с группой власовцев, привела к партизанам 22 солда­та в полном вооружении. Тогда же 1943 года она бы­ла принята в ряды Коммунистической партии.[34] А вна­чале марта 1944 года М. С. Пынто на заседании Се­бежского райкома партии была утверждена вторым секретарем районного комитета комсомола.[35]

Весной 1944 года, когда М. С. Пынто, заболев ти­фом, находилась на излечении у своей сестры, группа фашистских  служак схватила патриотку. Фашисты вытащили тяжело больную партизанку из дома, до­ставили в расположение гарнизона и подвергли чудо­вищным пыткам. Каратели выбили у нее зубы, отре­зали язык, левое ухо, правую грудь, в нескольких местах пробили череп, нанесли ей девять глубоких ножевых ран.[36] Несмотря на зверские истязания, М. С. Пынто не выдала товарищей. Она умерла как герой.

Около двух недель партизаны разыскивали своего боевого друга. Вскоре им удалось с помощью насе­ления найти труп М. С. Пынто, наспех зарытый недалеко от деревни Видоки. Над гробом разведчицы на­родные мстители поклялись отомстить фашистским па­лачам за издевательство над советскими людьми. Через несколько дней партизанские отряды Ф. Т. Бойдина окружили этот гитлеровский гарнизон, перебили охрану и подожгли казармы. Не выдержав натиска народных мстителей, фашисты обратились в бегство, но тут же натолкнулись, на партизанскую засаду. В ходе боя были захвачены гитлеровцы, от рук которых погибла М. С. Пынто. Палачи не ушли от расплаты за свои злодеяния.

М. С. Пынто, партизанка-разведчица, секретарь Себежского подпольного рай­кома ВЛКСМ, проводит беседу с молодежью в дни Великой Отечественной войны

В своих воспоминаниях М. С. Прудников расска­зывает: «Гитлеровцам удалось выследить и арестовать нескольких подпольщиков. В их числе была восемнад­цатилетняя комсомолка Вера Смирнова, которая рабо­тала прачкой в комендатуре... К месту казни фаши­сты согнали сотни жителей, заставляя их смотреть на расправу с юной патриоткой. Вера шла на казнь с гордо поднятой головой.

— Дорогие товарищи! — крикнула она, — я уми­раю за нашу Родину! Не бывать фашистам хозяевами на Советской земле!..»

Так умирали патриоты.

По решению командования партизанских бригад на территории края были введены свои документы, ко­торые выдавались партизанам и населению. Пой­манные фашистские провокаторы предавались народ­ному суду. Как правило, их судили там, где поймали. Как ни изворачивались фашисты, как ни маскирова­лись они под партизан, им не удавалось уйти от спра­ведливой кары народа. Они всюду наталкивались на бдительность защитников края.

О том, что фашисты не могли найти себе места на территории края, убедительно говорит, письмо, захва­ченное у провокатора Бугрина партизанами бригады под командованием Ф. Т. Бойдина. «Мы не можем, — писал фашист, — спокойно передвигаться даже ночью, всюду появляются большевистские агенты, которые безошибочно узнают нас.[37]»

Многие провокаторы были подвергнуты суду в дни борьбы с оккупантами. Не ушли от народной кары и те, кто пытался скрывать свое подлое лицо, свои пре­дательские дела. Некоторые из них разоблачены уже в последнее время и понесли заслуженное наказание. Недавно, например, состоялся открытый процесс над изменником Родины Герасимовым, который, подобно Гомелько, предательски действовал на территории братского края.



[34] Партархив Калининского обкома КПСС. Ф. 479, ОП. 3, Д. 11, Л. 56.

[35] Партархив Калининского обкома КПСС. Ф. 479, ОП. 3, Д. 11, Л. 56.

[36] Партархив Калининского обкома КПСС. Ф. 479, ОП. 3, Д. 712, Л. 170.

[37] Архивный фонд Себежского краеведческого музея. Док. № 1183.