Битва за хлеб

Гитлеровцы, будучи не в силах уничтожить парти­зан с помощью оружия, решили задушить их голодом. Немецко-фашистские оккупационные власти летом 1943 года приняли все меры, чтобы осуществить эти варварские планы. Они скомплектовали большие груп­пы карателей, которые неожиданно врывались на тер­риторию братского края, занимали оборону, а мирных жителей заставляли убирать хлеб, и затем увозили его в расположения фашистских гарнизонов.

Ежедневно над территорией Партизанского края летали воздушные пираты и обстреливали из пуле­метов население, занимавшееся уборкой урожая. С са­молетов сбрасывались зажигательные бомбы на хлеб­ные массивы. Командование партизанских бригад вы­нуждено было создавать специальные дежурные отря­ды по борьбе с пожарами. По распоряжению комен­дантов партизанских участков в каждой деревне были сформированы народные пожарные дружины, кото­рые несли круглосуточное дежурство. В партизанских бригадах были также специальные отряды по охране населения, работавшего на хлебных полях, устраи­вались посты наблюдения и засады.[22]

Попытки врага помешать защитникам Партизан­ского края в уборке урожая не увенчались успехами. Об этом свидетельствует совершенно секретная теле­грамма из штаба группы армий «Центр» в оператив­ное управление гитлеровского генерального штаба су­хопутных войск, в которой тревожно подчеркивалось:

«… Уборка урожая, для охраны которой были при­няты все меры, находится под угрозой.

Охрану лесосплава невозможно осуществить, хотя имеются большие потребности в лесе для лесопильных заводов и для производства железнодорожных шпал.

Наличие больших неохраняемых районов дает про­тивнику возможность создать там новые пункты банд.[23]

Разъяренные фашистские захватчики неистовство­вали. В начале августа 1943 года вооруженный отряд оккупантов на автомашинах ворвался в деревню Пользини и, угрожая оружием, заставил население убирать хлеб. Вокруг работавших на поле людей фа­шисты расставили пулеметы. Одновременно самолеты начали бомбить лес и землянки соседней деревни Пар­тизанского края. За малейшее промедление в работе люди ‘избивались’ прикладами и шомполами. Гитле­ровский палач избил до полусмерти советскую граж­данку О. Быкову только за то, что она медленно пода­вала снопы на повозку.[24]

На попытки партизан защитить жителей деревни Пользини фашисты отвечали массированным пулемет­ным огнем. Холмистая местность позволяла врагу вести круговой обстрел и наблюдение. Однако через несколько дней белорусские и латышские партизаны совместными усилиями заставили гитлеровцев поки­нуть территорию братского края.

Вскоре несколько фашистских батальонов из гар­низонов, расположенных в районах Бигасово, Устье и других, численностью до 1200 человек повели наступ­ление в районе Россоны, Чернявщины, Обухово, Булы, Липовки и заняли ряд хлебных массивов края. Собранный хлеб они спешно отправляли в местечко Устье, где производили его обмолот и переработку.[25] Но уборка эта продолжалась недолго. Партизаны за­вязали жестокие бои за хлеб. Беспрерывными уда­рами по врагу заставили фашистов покинуть захва­ченную территорию и отступить, в расположения гар­низонов. Одновременно с этим партизаны усилили уборку урожая. Днем и ночью шла кипучая работа на полях братского Партизанского края. В короткий срок урожай был убран на значительной терри­тории.

Немецко-фашистские захватчики не успокаива­лись. Они предпринимали все новые и новые попытки» чтобы сорвать заготовку хлеба в Партизанском крае. Участились случаи нападения гитлеровских солдат на места обмолота зерна. Ворвавшись в деревни, они отбирали у населения хлеб и увозили его в распо­ложения своих гарнизонов. Многие скирды хлеба были сожжены фашистскими диверсионными груп­пами.

Районные комитеты партии и командование пар­тизанских бригад обратились к населению края и ок­рестных деревень с пламенным призывом: «Ни одного килограмма хлеба врагу!»[26] Жители деревень и сел принимали все меры, чтобы народное добро не попало в руки врага. Они зарывали его в землю, отправляли на партизанские склады.

Особенно большой размах грабеж населения фа­шистами принял в районах, расположенных вне тер­ритории братского края. Оккупанты отбирали у насе­ления весь сжатый хлеб и свозили к местам обмолота. В местечке Устье они создали крупный пункт обмо­лота хлеба. Переработку зерна фашисты вели кругло­суточно.

В ночь со 2 на 3 сентября 1943 года партизанские отряды бригады имени Фрунзе окружили гарнизон и атаковали поселок Устье. Не выдержав натиска, гитле­ровцы обратились в бегство. Партизаны захватили большие склады с зерном, которое было в ту же ночь вывезено в расположение партизанской бригады. Всю ночь пылали казармы оккупантов.

В сентябре 1943 года фашистский батальон вор­вался на машинах и повозках в пределы братского края. Заняв оборону в районе местечка Глембочино, враг начал грабить население. Отряды партизан окру­жили гитлеровцев с нескольких сторон и неожиданно для них открыли пулеметный и автоматный огонь. Грабители бросили машины, повозки и обратились в бегство, оставив около 50 убитых и раненых.[27]

Жестокая борьба за хлеб развернулась на терри­тории Латвии. Большое количество гитлеровских гар­низонов, а также охранявшихся полицейскими ба­тальонами помещичьих имений значительно затруд­няло латышским партизанам проведение заготовки хлеба в деревнях и хуторах, расположенных вне брат­ского края. Фашистские каратели имели здесь специ­альные отряды солдат, которые врывались в населен­ные пункты, отбирали убранный хлеб и увозили в рас­положения гарнизонов.

В начале августа 1943 года отряд полицейских в количестве 100 человек под командованием гитлеров­ских офицеров окружил деревню Наглово с целью отобрать у крестьян только что снятый урожай ржи. В деревне в это время находился взвод партизан. Несмотря на количественное превосходство врага, пар­тизаны вступили в бой и обратили его в бегство. На поле боя осталось более 20 убитых и раненых поли­цейских.

В тяжелых боях против фашистских оккупантов латышские партизаны с помощью населения летом и осенью 1943 года сумели заготовить много зерна, ово­щей и картофеля. Значительная часть продовольствия была отобрана у гитлеровских оккупационных властей уже на их базах. Следует заметить, что в период борь­бы за хлеб латышские друзья оказали большую по­мощь русским партизанским бригадам.

В суровые дни борьбы с немецко-фашистскими окку­пантами население пограничных районов Российской Федерации, Белоруссии и Латвийской ССР оказы­вало партизанам большую помощь продовольствием, доставляло на партизанские склады зерно, картофель и овощи. Обеспечение народных мстителей продо­вольствием жители пограничных районов считали сво­ей государственной обязанностью.

На снимке: образец документов, выдававшихся населению на территории братского Партизанского края на сданное продовольствие.

В целом заготовка продовольствия в Партизанском крае прошла успешно. О её результатах убедительно говорят такие данные. Только партизанской брига­дой имени Фрунзе за лето и осень 1943 года были убраны озимые и яровые на площади 540 гектаров, проведен обмолот их с площади более 480 гектаров, засыпано в закрома свыше 420 тонн зерна.[28] Парти­занской бригадой под командованием В. И. Марго в ходе боев за хлеб было заготовлено и засыпано в за­крома 43 тонны ржи, 2,5 тонны пшеницы, 80 тонн картофеля.[29] Народные мстители под командованием Ф. Т. Бойдина в этот период провели уборку урожая на площади 150 гектаров, заготовили 242 тонны зерна и 50 тонн картофеля.[30] Бригада Н. М. Вараксова со­брала 120 тонн ржи, а также большое количество кар­тофеля, гороха и ячменя.[31]

Партизаны братского края часть продовольствия передали наступающим частям Советской Армии, Только командованием партизанской бригады имени Фрунзе в декабре 1943 года было сдано хозяйствен­ным организациям советского тыла свыше 200 тонн зерна.



[22] Партархив Калининского обкома КПСС. Ф. 479. ОП. 1. Д. 712. Л. 165.

[23] Документы о преступлениях Адольфа Хойзингера против мира, военных преступлениях и преступлениях против человечно­сти, Госполитиздат, 1962, стр. 370.

[24] Партархив ЦК КП Белоруссии. Ф. 3500, ОП. 4, Д. 32, Л. 57.

[25] Партархив ЦК КП Белоруссии. Ф. 3500, ОП. 4, Д. 32, Л. 55—56.

[26] Партархив ЦК КП Латвии. Ф. 302, ОП. 1, Д. 38, Л. 32.

[27] Партархив ЦК КП Белоруссии. Ф. 3500, ОП. 4, Д. 32, Л. 54.

[28] Партархив ЦК КП Белоруссии. Ф. 3500, ОП. 4, Д. 32, Л. 55-56.

[29] Партархив Калининского обкома КПСС. Ф. 479. ОП. 1. Д. 713. Л. 10.

[30] Партархив Калининского обкома КПСС. Ф. 479. ОП. 1. Д. 708. Л. 181.

[31] Партархив Калининского обкома КПСС. Ф. 479. ОП. 1. Д. 718. Л. 148.