Партизанская печать

Исключительно важную роль в организации жителей оккупированных районов Псковщины и прилегаю­щих к ней районов Белоруссии и Латвии на борьбу с оккупантами, а также в разоблачении фашистской пропаганды сыграла партийная подпольная и парти­занская печать. Антифашистское подполье, руковод­ствуясь указаниями партии о развертывании широкой массово-политической работы среди населения, осо­бое место уделяло печати. Это вытекало, во-первых, из самого характера нашей печати, как коллективного агитатора, пропагандиста и организатора; во вторых, из обстановки оккупационного режима — режима беззакония, виселиц, концентрационных лагерей, исклю­чавшего всякую возможность легальной политической деятельности.

В первое время печатная пропаганда в тылу врага сводилась в основном к выпуску листовок, обращений, воззваний. Многие из них размножались от руки, часть печаталась на машинке или в тайных типографиях. Однако эти средства не позволяли иметь повседневные связи с населением, так, как это дает возмож­ность газета. Без широкой сети партийной и парти­занской печати антифашистское подполье не сумело бы своевременно разоблачать перед населением гнус­ные приемы и методы оккупантов, быстро сообщать народу правду о положении на фронтах и в тылу.

Немецко-фашистские, захватчики свой жестокий террор на оккупированной территории сопровождали лживой, демагогической пропагандой. Они создали мощный политический аппарат. В городах и районах издавались газеты, листовки, плакаты, велись клевет­нические радиопередачи. Оккупанты использовали в своих целях изменников и предателей Родины, кото­рых назначали старостами, полицаями, бургомистра­ми. Использовалось также охвостье буржуазных на­ционалистов.

Враг организовывал поездки «представителей рус­ских крестьян» в Германию, распускал по домам часть военнопленных, кое-где раздавали бесплатно награбленное продовольствие. И все это широко рек­ламировалось всеми средствами пропаганды.

Оккупанты пытались раздувать частнособствен­нические настроения, распространяли среди населе­ния обещание, что всю колхозную землю они разда­дут в частную собственность крестьянам. Фашисты пытались натравить жителей оккупированной им Псковщины на партизан и подпольщиков. На страни­цах вражеских газет неоднократно повторялась фра­за: «Убивая немцев, партизаны тем самым навлекают тяжелые репрессии на мирных жителей»[20].

Но не удалось врагу заставить советских патрио­тов сложить оружие.

Появление подпольных газет на оккупированной территории Псковщины следует отнести к осени 1941 года. Одной из первых таких ласточек был «Гдовский колхозник». На его страницах подпольщики ярко разоблачали и высмеивали ложь фашистской пропа­ганды. Вот помещенное в газете стихотворение «На сходке», передающее речь гитлеровца и отношение к ней крестьян:

Почему без обработки

Вижу здешние поля?

Вероятно, это пашни

Партизан-большевиков.

Говорят они, что пашни

Я отнял у мужиков.

Это выдумка, не боле!

Это просто чушь и ложь!

Вам — землица,

Мне — пшеница ...

Русским поле,

Немцам рожь.

Заявляю нынче смело,

Оставляю вам, как встарь

И угодья, и наделы,

И колхозный инвентарь.

Ты, мужик, умей трудиться

Да начальство уважай,

Знай — тебе дана землица

Мне же — только урожай!

Почесал колхозник темя,

Говорит: «Благодарю!»...

Я тобой, настанет время,

Землю, сволочь, удобрю!..

Весной 1942 года на территории Псковщины стали выходить газеты «Дновец» — орган Дновского под­польного райкома партии и исполнительного комитета районного Совета депутатов трудящихся, «Коммуна» и другие. Ко дню Советской Армии в феврале 1942 го­да вышла газета 2-й партизанской бригады «Народ­ный мститель».

Газеты подпольных райкомов партии и партизан имели широкую сеть корреспондентов. На страни­цах газет выступали жители деревень. Они присыла­ли письма, обращались с призывами, под которыми стояли десятки подписей. «Мы переживаем страшные дни, — писали крестьяне в одной заметке. — Банды фа­шистов дважды врывались в наш колхоз. Они жгут дома, грабят наше добро, зверски расстреляли 13 че­ловек, спалили 60 домов...

Мы окажем всевозможную помощь партизанам! Фашисты никогда не поставят нас на колени. Мы — русские люди, советские. А русский народ — богатырь: За свою Родину, за Советскую власть он будет стоять до последней капли крови.»

Под заметкой стоит 13 подписей[21].

Через газеты народные мстители Псковщины обра­щались к населению, призывали его на борьбу с оккупантами. «Товарищи путейцы!,  —  говорилось в обра­щении газеты к рабочим станции Дно, — разрушайте железнодорожные пути! Движенцы, делайте заторы в движении, организуйте всюду подрыв и крушение эше­лонов врага.

Паровозники, портите паровозы при ремонте, сни­майте. части, бросайте в буксы песок и железные опилки.

Дорогие товарищи, следуйте примеру лучших же­лезнодорожников, бросайте работу, переходите в пар­тизанские отряды.

Все на борьбу с фашизмом!»[22]

Широкой была сеть подпольной печати и в приле­гающих к Псковщине районах Белоруссии и Лат­вии. В начале 1942 года стала выходить газета «Ви­тебский рабочий», которая являлась одной из первых подпольных газет в оккупированной врагом Белорус­сии.

К. М. ОЗОЛИНЬ,

руководитель Оперативной группы ЦК КП Латвии.

Важную роль в развитии подпольной печати в по­граничных с Псковщиной районах сыграла Оператив­ная группа ЦК КП(б) Латвии, которая прибыла в братский край в январе 1943 года. Эта группа стала центром по руководству не только партизанским дви­жением, но и всей массово-политической работой сре­ди латышей. Она издавала газету «Пар Дзинтени»[23], являвшуюся органом ЦК КП (б) Латвии. Редакти­ровал ее руководитель Оперативной группы К. М. Озо­линь. С июля 1943 года стала выходить нелегальная газета для латышской молодежи «Яунайс Латвистис» под редакцией Э. Краулиня[24], Большим тиражом из­давалась газета «Латгальская правда».

Особенно широкую работу вели латышские газеты среди сельского населения. Они на ярких примерам разоблачали фашистскую пропаганду, пытавшуюся убедить латышских крестьян в том, что фюрер щедро наградит их землей, если они окажут ему помощь в борьбе с большевизмом. «Латышская молодежь! — писала газета «Латгальская правда», — не давайте себя обманывать лживыми обещаниями фашистов, сопротивляйтесь всеми силами, когда вас вербуют в немецкую армию или хотят угнать в Германию на каторжные работы. На фронте, на немецких фабриках вас ждет жалкое прозябание, смерть, не позволяйте ввергать себя в стыд и позор, как предателей народа. Бегите в лес, присоединяйтесь к партизанам, будьте достойными сынами латышского народа».[25]

«Крестьяне! — говорилось в специальном обраще­нии ЦК КП Латвии, — не сдавайте немецким окку­пантам ни одного зернышка, ни одной капли молока. Прячьте хлеб и скот в лесах для своих нужд и нужд партизан. Сопротивляйтесь всеми силами и средства­ми, когда вас хотят ограбить и раздеть. Вступайте в ряды партизан и помогайте партизанам в их борьбе против немецких оккупантов.[26]

«Отцы и матери, — говорилось в одном из обраще­ний к населению Освейского района, напечатанном в газете «Витебский рабочий», — от вас зависит судьба ваших детей. Не пускайте их на каторжный труд, на голодную смерть в Германии. Не верьте немецкой брехне...

Русские люди! Поднимайтесь на всенародную борь­бу для скорейшего разгрома поганой немчуры. Делай­те так, как сделал Гордей медфельдшер из города Дрисса и др., которые, чтобы не допустить своих де­тей в Германию, перешли к партизанам вместе со своими семьями, где их встретили родные братья-пар­тизаны».[27]

Через газеты, обращения, листовки подпольщики и партизаны рассказывали правду о Советском Союзе, о героической борьбе Советской Армии и всего совет­ского народа против фашистских захватчиков, о неиз­бежном крахе оккупантов. На ярких примерах и фак­тах народные мстители разоблачали лживую нацист­скую пропаганду, воспитывали ненависть к гитлеров­ским захватчикам.

Жители оккупированных врагом районов ждали партизанские газеты с большим нетерпением, встре­чали их с искренней радостью. Об этом убедительно говорят многочисленные письма населения к партиза­нам. Вот одно из них:

«Народный привет партизанам!

(Письмо в редакцию газеты «Дновец»).

Письмо это писали тайком ... Нет того дня, чтобы мы не собирались читать советские газеты и листовки. Как хорошо, что мы получаем теперь газету «Дновец». Газета родной страны раскрывает нам глаза, придает бодрости и сил ...

Шлите нам, братцы, больше газет, ждем регуляр­ную газету «Дновец», которую получали десятки лет и создавали своими руками.

Народный привет всем партизанам.»

Подписало 37 человек.[28]

Коммунистическая партия оказывала огромную помощь подпольным райкомам в создании нелегаль­ных типографий, в увеличении выпуска газет и листо­вок в оккупированных районах. В расположения партизанских бригад из советского тыла регулярно за­брасывались необходимые материалы, для издания газет.    

Вместе с этим партия снабжала подпольщиков и партизан многочисленной литературой и газетами из центра. Например, по решению Калининского обкома партии, для населения оккупированных районов из давался специальный выпуск газеты «Пролетарская правда», тираж которого составлял 15 тысяч экземп­ляров.

О размахе печатной пропаганды в тылу врага го­ворят хотя бы такие данные. Только партизанами, агитаторами и подпольщиками бригады под коман­дованием Ф. Т. Бойдина было распространено среди жителей Идрицкого и Себежского районов 150 тысяч обращений к населению, 1000 экземпляров брошюры М. И. Калинина «Смерть немецким оккупантам!», шесть тысяч экземпляров газеты «Пролетарская прав­да», проведены сотни коллективных читок газет[29].

Сила этой пропаганды состояла в ее правдивости. Газеты, являясь органами партийных комитетов, пи­сали о том, что составляло жизненные интересы тру­дящихся. Они служили трибуной для разоблачения замыслов врага, рассказывали о беспримерных под­вигах советских воинов, партизан, тружеников совет­ского тыла, жизни и борьбе населения оккупирован­ных врагом районов. Газеты были тесно связаны с на­родом. Появление их в партизанских отрядах, дерев­нях поднимало дух людей, их моральные силы, спо­собствовало военной и трудовой доблести.

Все виды подпольной партийной и партизанской печати объективно отражали события. Даже в самые мрачные дни газеты считали своим долгом прямо и открыто говорить о трудностях, которые переживал народ. Это обеспечивало высокий авторитет печати. Люди глубоко верили печатному слову Коммунисти­ческой партии.

Четкая, ясная постановка вопросов, сжатость, ла­коничность, простота и доступность языка, страстность, высокий накал патриотических чувств составляли важ­нейшую особенность стиля партизанских газет. В них четко проводился принцип партийности, который пред­полагает твердое и неуклонное следование политике Коммунистической партии.

Материалы газет периода Великой Отечественной войны важны не только для истории. Они и сегодня сохраняют силу боевого оружия, помогают, бороться, строить, жить. И чем дальше, в прошлое отходит ге­роический подвиг, свершенный советскими народом в годы Великой Отечественной войны, тем большее значение приобретает он для воспитания новых поко­лений, высоких чувств советского патриотизма и про­летарского интернационализма. Он раскрывает вели­чайшие творческие силы нашего народа, его несокрушимую мощь. И хорошим примером в этом всегда будет служить подпольная партийная и партизан­ская печать, действовавшая на временно оккупиро­ванной врагом территории Псковщины.



[20] «Партийное строительство», 1944, №43, стр. 20

[21] «Коммуна», орган Дедовичекого райкома ВКП(б) и испол­кома районного Совета депутатов трудящихся. № 8—9 от 1 мая 1942 года.

[22] «Дновец» — газета Дновского райкома ВКЩб) и испол­кома районного Совета депутатов трудящихся № 2, от 23 марта 42 г.

[23] Партархив ЦК КП Латвии. Ф.

[24] Партархив ЦК КП Латвии. Ф. 302. ОП. 1. Д. 32. Л. 19.

[25] Партархив ЦК КП Латвии. Ф. 302. ОП. 1. Д. 37. Л. 58.

[26] Партархив ЦК КП Латвии. Ф. 302. ОП. 1. Д. 37. Л. 23.

[27] «Витебский рабочий» от 17 июля 1964 года.

[28] «Дновец» от 6 апреля 1942 года.

[29] Партархив Калининского обкома КПСС, Ф. 479. ОП. 1. Д. 112. Л, 172.