Неуловимые

Славную страницу в историю героической борьбы в тылу врага на территории пограничных районов Российской Федерации, Белоруссии и Латвии вписали партизаны бригады «Неуловимые». Эта бригада по праву носила свое название. Неуловимым звали и её командира М. С. Прудникова. И тоже справедливо. Много раз приходилось ему бывать в опасности. Мож­но назвать не один случай, когда фашисты считали его в своих руках, но опытный разведчик всегда вы­ходил победителем.

Немецко-фашистские оккупационные власти при­нимали все меры, чтобы выловить «Неуловимых», и терпели крах. А они действовали и оружием, и словом.

«Юноша! Раньше тебя считали хорошим парнем, — писали партизаны, обращаясь к солдатам полицей­ских-подразделений врага. — Может быть, ты и был таким. Теперь ты продался за немецкий мундир с же­лезными пуговицами, за краюху хлеба и глоток шнап­са. Опомнись, юноша, пока не поздно! Вернись к на­роду! Организуй диверсии там, где ты поставлен охра­нять добро врага, иди в лес, и ты получишь возмож­ность с оружием в руках снять с себя пятно преда­теля. Мужественно смотри в глаза жизни. У тебя есть возможность стать человеком советской земли.

Твои бывшие друзья.» [13]

«Неуловимые» имели переписку с жителями горо­дов и населенных пунктов, расположенных далеко за пределами Партизанского края. Население получало от них газеты, листовки, призывы, обращения. И мно­гие жители благодаря этому становились в ряды на­родных мстителей.

«Дорогие товарищи! — писала партизанам моло­дежь деревни Большие, — спасибо Вам за листовки со сводками Совинфорбюро. Мы ищем и собираем оружие. Скоро будем вместе с вами.»

А однажды в штаб бригады «Неуловимых» пришел 70-летний житель из села Грибово Игнат Федорович Шламков. В руке у него была листовка, в которой партизаны призывали подниматься на борьбу с озве­релым врагом, создавать вооруженные отряды.

 — Хочу видеть вашего командира, — сказал он часовому.

— Какого командира!

— Самого старшего, — взволнованно произнес старик. На глазах его появились слезы. Он стоял и настоятельно просил провести к комбригу.

Часовой доложил М. С. Прудникову. Увидев ста­рика, комбриг спешно спросил:

— Зачем пожаловали, отец?

— Хочу, товарищ командир, заняться полезным делом.

— Каким?

— Бить фашистов.

— А не трудно ли в ваши годы, Игнат Федоро­вич?

— Теперь всем трудно, — ответил старик. — Лег­кой жизни ни у кого нет. И мне на старости лет надо постоять за наше справедливое дело. Бегать быстро не могу. Но фашистов бить буду.

М. С. Прудников пытался убедить старика, что в партизанах ему будет трудно. Но старик обезоружил комбрига.

— Вот, товарищ командир, — сказал он — документ, в котором нет ограничения на старость. — И развернул партизанскую листовку: «Поднимайтесь на борьбу с врагом от мала до велика..!»

Командование бригады зачислило И. Ф. Шламкова в ряды бригады. И не ошиблось. Старик оказался очень полезным.

Прикинувшись странником, просящим подаяние, Игнат Федорович ходил по селам, расклеивал листов­ки со сводками Совинформбюро, вел беседы с жите­лями, вселяя в их сердца надежду на освобождение от захватчиков, собирал оружие и боеприпасы. Заме­чательный патриот, которому сегодня уже более де­вяноста лет, жив и здоров. Его часто можно видеть среди молодежи. Игнат Федорович увлекательно рас­сказывает о боевых делах партизан в годы Великой Отечественной войны.

 


[13] Архивный фонд Полоцкого краеведческого музея. Док. № 761