Политическая работа во вражеских формированиях

Патриоты продолжали вести активную работу сре­ди солдат вражеских гарнизонов. Распространялись листовки, обращения, призывы.

В одном из таких обращений, появившемся в ба­тальонах власовцев, говорилось: «Красная Армия про­должает успешно вести наступление, ежедневно осво­бождая город за городом ... Немцы вас обманывают они заставляют вас направлять оружие против своих братьев по крови — русских, белоруссов, латышей, украинцев и др. Для вас настало время искупить свою вину и оправдать доверие перед Советской Родиной связаться с партизанскими отрядами и переходить к нам ... К нам перешло уже от вас большое количе­ство вооруженных солдат, которые с оружием в руках, вместе с нами громят гитлеровских головорезов. В боях с фашистами вы искупите свою вину перед Ро­диной»[4].

А вот письмо латышских партизан к солдатам по­лицейских батальонов:

«К вам, у кого сохранилось чувство любви к своей Родине и сознание ответственности перед ней за свои дела... Мы, латышские партизаны, обращаемся к вам с призывом искупить свою вину перед советским на­родом.

Немецко-фашистские захватчики используют вас в качестве слепого оружия для порабощения и угне­тения латышского народа… Кто не хочет носить позорное имя изменника Родины, пока не поздно, за­бирайте оружие и переходите к нам...»[5]

Под влиянием такой пропаганды и поражений не­мецко-фашистских войск на фронте солдаты гарнизо­нов убивали офицеров и с оружием переходили на сторону защитников братского края.

Партизаны вели переписку с солдатами крупных гитлеровских батальонов, особенно строительных. Каждый из пришедших в братский край зачитывал перед строем собственноручно написанную клятву.

В Себежском краеведческом музее хранится мно­жество писем, написанных бывшими власовцами, пе­решедшими на сторону партизан. «...Клянусь чест­но, — говорится в одном из них, — искупить СВОЮ вину перед Родиной, в борьбе с фашистами не проя­вить ни трусости и ни слова не говорить о себе и а своих товарищах. Если я буду замечен в трусости и предательстве, прошу меня расстрелять.»[6]

Особенно часто переходили на сторону партизан солдаты строительных батальонов. Они затем уста­навливали связь со своими товарищами и помогали оставшимися в гитлеровских гарнизонах решать свою судьбу.

Интересна переписка партизан бригады А. И. Гав­рилова с военнопленными. В одном из таких писем говорилось: «Военнопленные 98~ш строительного ба­тальона, мы обращаемся к вам с предложением по­следовать примеру ваших товарищей, бежавших к нам, партизанам... Ваши товарищи в количестве 30 чело­век во главе с лейтенантом Гришмановским правиль­но решили и перешли на сторону партизан нашей бригады ...

Немцы вас обманывают и эксплуатируют, как ра­бов, насильно заставляют вас бороться против своего народа... Гитлеровская армия разлагается, убедив­шись в своем бессилии... Сделайте тщательную под­готовку к переходу, когда и куда, вам расскажет лей­тенант Гринин. Переходите с оружием и без оружия. Партизаны вам помогут выйти из этого несчастного пекла.»[7]

Или вот обращение партизан, действовавших в Идрицком районе, к полицейским батальонам врага.

«Полицейские и казаки!.. все из Советской стра­ны, случайно попавшие к немецким оккупантам. К вам, у кого сохранилось чувство любви к Советской Ро­дине и сознание ответственности перед ней за свои дела.

Мы, партизаны Идрицкого района, обращаемся к вам с призывом искупить свою вину перед советским народом. Немецко-фашистские захватчики вас обма­нывают и используют в качестве слепого орудия для порабощения и уничтожения советского народа... Они заставляют вас сжигать наши города и села, уби­вать наших отцов, матерей, жен и беззащитных де­тей.

Красная Армия успешно освобождает город за го­родом, деревню за деревней нашей любимой Ро­дины...

Кто не хочет носить позорное имя изменника Ро­дины, пока не поздно, забирайте оружие и переходи­те к нам...

Вы были дети одной советской семьи» Из вас мно­гие случайно попали на службу к немецким захват­чикам. Сейчас имеется возможность искупить свою вину, переходите к нам, вместе будем громить нена­вистного врага.

Смерть немецким оккупантам!»[8]

Работа подпольщиков во вражеских формирова­ниях давала свои результаты. Летом 1943 года сол­даты гитлеровского гарнизона в Заверняйке подняли вооруженное восстание, перебили гитлеровских офи­церов и в полном составе перешли в Партизанский край. Немного позже взвод власовцев из гарнизона в Кузнецовке перебил охрану и в составе 22 человек перешел к партизанам.[9]

Только в бригаду под командованием В. И. Марго за период её боевой деятельности добровольно при­шло более 210 вражеских солдат и офицеров[10].

Каждый перешедший принимал клятву перед строем.

О действенности проводимой пропаганды свиде­тельствует и переписка калининских партизан с воен­нопленными поляками одного из гарнизонов врага. «Товарищи поляки, — сообщали партизаны, — полу­чили от вас небольшое письмо, из которого узнали, что вы желаете с нами, русскими партизанами, иметь переписку и связь... Помните, что мы готовы принять в свои ряды всех, кто борется за свободу и незави­симость своей Родины, держит прочно оружие против оккупантов. В этом мы никому и никогда не отказы­вали ... Держите связь с лицом вам известным.»

В другом письме партизаны сообщали: «Ваше письмо получили, рады тому, что вы считаете общим делом — борьбу против гитлеризма. Наши ряды рас­тут. К нам перешли в полном составе солдаты гарни­зона Заверняйка... Вливайтесь в наши ряды, тем са­мым вы приблизите час расплаты с врагом.»[11]

Перешедшие на сторону партизан поляки обра­щались к своим товарищам, оставшимся в гитлеров­ских гарнизонах: «Товарищи! Мы так же, как и вы, долго решали, как уйти из гитлеровской армии, и все же наша совесть поляка подсказала, и мы ушли. Нам фашисты говорили, что партизаны всех вешают, рас­стреливают, и .мы боялись. А когда встретили нас пар­тизаны, мы узнали обратное. Они нас приняли как родных братьев, как близких знакомых.

Партизаны — это люди, любящие свою Родину. Они хорошо все знают о Польше, где наши товарищи также ведут борьбу за родину... Партизаны не оторваны от своей Родины., Они имеют связь со своей стра­ной самолетами. Русские и мы крепко жмем вам руки! За свободу! За Родину!»

В ответном письме поляк Вишневский писал: «Я очень доволен, что услышал польское слово. Заве­ряю вас, что скоро буду в ваших рядах.»[12]



[4] Архивный фонд Себежского краеведческого музея. Док. № 1713.

[5] Партархив ЦК КП Латвии. Ф. 302, ОП. 1, Д. 38, Л. 32.

[6] Архивный фонд Себежского краеведческого музея. Док. №1719.

[7] Архивный фонд Себежского краеведческого музея. Док. №1015.

[8] Архивный фонд Себежского краеведческого музея. Док. №1434

[9] Партархив Калининского обкома КПСС, Ф. 479. ОП. 1. Д. 712. Л, 173.

[10] Партархив Калининского обкома КПСС, Ф. 479. ОП. 1. Д. 713. Л, 114.

[11] Архивный фонд Себежского краеведческого музея. Док. № 1432/а.

[12] Архивный фонд Себежского краеведческого музея. Док. № 1432/а.