Начало Великой Отечественной войны и замыслы врага

Шел тысяча девятьсот сорок первый год. 22 июня все газеты вышли с материалами, в которых расска­зывалось о мирном созидательном труде советского народа.

Но в те ранние утренние часы, когда еще набира­лись и печатались воскресные номера газет, гитле­ровская Германия вероломно напала на Советский Союз. В 12 часов по радио было передано Заявление Советского правительства, а на следующий день, 23 июня, «Правда» поместила это Заявление вместо передовой статьи, где правительство призывало советских людей на Великую Отечественную войну с немецко-фашистскими захватчиками.

Заявление Советского правительства заканчива­лось историческими словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»

Все материалы этого номера газеты — статьи, за­метки, письма, фотографии — дышали ненавистью к врагу, готовностью советских людей грудью встать на защиту своей социалистической Родины. Вот заголов­ки некоторых материалов, опубликованных в этот день в «Правде»: «Враг, посеевший ветер, пожнет бурю», «Фашизм будет уничтожен под ударами Красной Армии», «Дадим все, что потребуется Родине», «За­чинщикам войны не уйти от расплат», «Великая Оте­чественная война советского народа», «До последней капли крови будем защищать нашу Родину».

Мощная волна ненависти к врагу прокатилась по всей стране от берегов Балтики до Тихого океана.

Пограничные части Советской Армии вели на за­паде тяжелые оборонительные бои, упорно отстаивая каждую пядь советской земли. Но соотношение сил в начале войны было слишком неравным. Ценой боль­ших потерь немецко-фашистским войскам удалось по­теснить наши части и ворваться в необъятные про­сторы мирной Советской страны.

Гитлеровские полчища напали на нашу Родину в особо выгодных для них условиях. Враг располагал отмобилизованной армией, на вооружении которой' имелось большое количество танков, самолетов, мино­метов, новейшее пехотное автоматическое оружие. За два года войны в Европе гитлеровское командование приобрело опыт использования больших масс танков, самолетов и моторизованных войск.

Важным преимуществом гитлеровской Германии была вероломность нападения на СССР. Одной из причин внезапности для нас нападения стран фашист­ского блока явился просчет Сталина в оценке военно-стратегической обстановки, сложившейся накануне войны. Он не учитывал коварства фашистской клики, не принял необходимых мер к приведению Советских Вооруженных Сил в состояние боевой готовности.

Немецко-фашистским войскам удалось в течение нескольких недель оккупировать Украину, Белорус­сию, Прибалтику, Молдавию, Карелию, а также мно­гие области и районы Российской Федерации. Враг коварно рвался к Москве. Над социалистическим Отечеством нависла грозная опасность.

Коммунистическая партия выступила в эти тяжелые для нашей Родины дни вдохновителем и организатором всенародной борьбы против немецко-фашистских захватчиков. Партия сумела в короткое время разобраться в обстановке начального периода войны и на основе всестороннего анализа международных и внутренних факторов разработала конкретную про­грамму мобилизации сил страны на отпор коварному врагу.

Партия стремилась к тому, чтобы советские люди глубоко поняли сложность создавшейся обстановки и необходимость немедленной мобилизации всех сил на борьбу с фашистскими полчищами. В директиве СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года отмечалось, что, несмотря на создавшуюся серьезную угрозу для нашей страны, некоторые партийные, советские, проф­союзные и комсомольские организации и их руково­дители еще не осознали всего значения нависшей угрозы, не поняли, что война резко изменила поло­жение, что наша Родина оказалась в величайшей опасности и что мы должны быстро и решительно перестроить всю работу на военный лад.

Поднимая народ на священную войну против гит­леризма, партия не скрывала всех трудностей этой борьбы. Принятые Коммунистической партией и Со­ветским правительством меры позволили не только значительно укрепить нашу обороноспособность, но и повысить мобилизационную готовность советских лю­дей в борьбе с фашизмом,

В этот грозный час советский народ не дрогнул. Тяжелые неудачи не сломили его воли, не поколебали уверенности в победе. Великий советский народ знал, что в борьбе за свободу и независимость его возглав­ляет Коммунистическая партия, под водительством которой он завоевал свободную жизнь, в короткий срок создал высокоразвитую экономику, способную обеспечить его армию первоклассной техникой. А глав­ное, партия за годы социалистического строительства воспитала новое поколение советских людей, готовых стоять за свою Родину до последней капли крови.

С первых же дней война приняла всенародный ха­рактер. Участие народных масс выражалось в различ­ных формах: в добровольном вступлении советских людей в Красную Армию, в образовании вспомога­тельных отрядов и единодушном выполнении всех ме­роприятий Советского правительства и Коммунисти­ческой партии. Сразу же началось сопротивление местного населения врагу на оккупированной терри­тории. Организовывались диверсии, сбор и передача разведывательных сведений Советскому командованию и, наконец, открытая вооруженная борьба.

Вероломное нападение гитлеровских захватчиков на Советский Союз вызвало глубокое негодование на­селения в пограничных с Псковщиной районах Бело­руссии и Прибалтики.

Немецко-фашистскому командованию эта терри­тория важна была по многим причинам. Захват ее давал ему возможность закрепиться на берегах Бал­тийского моря и держать в узде своего тогдашнего северного союзника — Финляндию. Прибалтика нуж­на была гитлеровской Германии как колония, чтобы систематически грабить её народы, черпая отсюда продовольствие для армии, сырье для военной про­мышленности. Особенно прельщали фашистов эстон­ские сланцы. Они надеялись с помощью их пополнить истощавшиеся запасы горючего в Германии. Наконец, Прибалтика нужна была Германии как плацдарм, имеющий важнейшее стратегическое значение. Гитлеровские генералы называли прибалтийские респуб­лики «Балтийским бастионом», который подобен вол­норезу перед восточными границами Германии.

Особое значение немецко-фашистские войска при­давали захвату Эстонии и островов Сааремаа, Хийумаа, Муку. Используя их, гитлеровский военный флот мог держать под ударом наши морские комму­никации в Прибалтике.

Фашистские главари хотели сделать наши прибал­тийские республики «составной частью Германской империи», колонизировать их. Об этом со всей откро­венностью высказывался «имперский комиссар» - душитель прибалтийских народов Фон-Лозе, который ци­нично заявлял, что эстонцы, латыши и литовцы недо­статочно развиты, чтобы иметь свою государствен­ность ...

Немецко-фашистские захватчики стремились поработить Белоруссию, ликвидировать ее советскую госу­дарственность, включить ее в общегерманскую про­винцию-протекторат «Остланд», расчленить ее на час­ти, зачеркнуть наличие исконных родственных связей белорусов с русским народом, оторвать их от России. Богатство Советской Белоруссии прельщало гитле­ровских поработителей.

Захват Псковской области позволял врагу удержи­вать в своих руках многие военно-стратегические объ­екты Прибалтики, чтобы использовать ее территорию, как опорную базу для наступления на Ленинградском направлении.